Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"

Обзор документа

8 мая 2024

gerb

Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"

     В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О
стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:
     1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской
Федерации в области исторического просвещения.
     2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации                                            В. Путин

                                                               Утверждены
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                                   от 8 мая 2024 г. N 314

     Основы государственной политики Российской Федерации в области
                        исторического просвещения

                           I. Общие положения

     1. Настоящими Основами определяются цели, основные принципы, задачи
и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в
области исторического просвещения (далее - государственная политика в
области исторического просвещения).
     2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного
права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы,
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, иные нормативные правовые акты
Российской Федерации.
     3. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:
     а) историческое просвещение - регулируемая государством деятельность
по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных
исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и
настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской
идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях
противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества;
     б) государственная политика в области исторического просвещения -
совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в
области исторического просвещения, направленных на распространение в
обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку
и развитие системы научного исторического знания, формирование личности
на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к
Родине;
     в) субъекты государственной политики в области исторического
просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные
организации, академические и университетские центры, организации культуры
и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой
информации, общественно-государственные и общественные объединения и
организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых
направлена на распространение в обществе достоверных и научно
обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного
исторического знания, формирование личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.

     II. Основания для выработки государственной политики в области
                        исторического просвещения

     4. Основой исторического просвещения в России является научное
историческое знание и образование.
     5. Россия - великая страна с многовековой историей,
государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на
пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее
огромный вклад в общемировое развитие. В основе самосознания российского
общества лежат формировавшиеся и развивавшиеся на протяжении всей истории
России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические
ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием
гармоничного развития страны и ее многонационального народа, неотъемлемой
составляющей суверенитета Российской Федерации.
     6. В условиях роста международной напряженности и кризиса
национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение
исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма,
неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство
сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы, к
числу которых относятся:
     а) недружественные действия иностранных государств, направленные на
отрицание или преуменьшение исторического вклада России в развитие
мировой цивилизации;
     б) попытки деформации исторической памяти и искажения исторической
правды, негативные оценки событий и периодов отечественной истории,
распространение ложных представлений о России;
     в) использование коллективным Западом фальсификации истории в
качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение
целостности российского общества и государства.
     7. Для противодействия рискам и угрозам, названным в пункте 6
настоящих Основ, необходимо предпринять скоординированные, комплексные и
широкомасштабные усилия по организации и обеспечению системной и
масштабной работы в области исторического просвещения, образования и
науки. Системное и массовое историческое просвещение населения России
имеет большое образовательное и воспитательное значение для безопасного и
гармоничного развития личности и государства.

 III. Цели государственной политики в области исторического просвещения

     8. Целями государственной политики в области исторического
просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности
и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских
духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем:
     а) сохранения памяти о значимых событиях истории России, включая
историю государствообразующего русского народа, входящего в
многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и
историю других народов России, исходя из понимания преемственности в
развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства;
     б) осознания многонациональной природы социокультурного развития
России;
     в) популяризации достижений отечественной науки и культуры;
     г) патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках
Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите
Отечества;
     д) сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории,
внесших важный вклад в развитие и процветание России;
     е) формирования активной гражданской позиции в отношении важности
исторического просвещения и сохранения исторической памяти;
     ж) расширения и совершенствования просветительской работы с
соотечественниками, проживающими за рубежом, направленной на сохранение
их самоидентификации как части Русского мира;
     з) обеспечения доступа граждан к достоверным и научно обоснованным
историческим знаниям и объективной информации о месте и роли России в
мировой истории, о ее вкладе в развитие мировой цивилизации;
     и) сохранения традиционных российских духовно-нравственных и
культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия
попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических
установок, противоречащих этим ценностям;
     к) совершенствования механизмов государственного управления в
области исторического просвещения;
     л) повышения престижа профессий, связанных с историческим
просвещением.

 IV. Основные принципы государственной политики в области исторического
                               просвещения

     9. Основными принципами государственной политики в области
исторического просвещения являются:
     а) опора на научные знания и фундаментальные научные исследования,
традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические
ценности;
     б) понимание истории России, развивающейся по самобытному
цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического
процесса;
     в) преемственность всех этапов российской истории;
     г) осознание исторического единства народов Российской Федерации при
сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа.

 V. Задачи государственной политики в области исторического просвещения

     10. Задачами, связанными с совершенствованием механизмов
государственного управления в области исторического просвещения,
являются:
     а) координация исследовательской, методической и массовой
просветительской деятельности субъектов государственной политики в
области исторического просвещения;
     б) совершенствование нормативно-правового,
информационно-просветительского и научно-методологического обеспечения
противодействия попыткам фальсификации истории в России и за рубежом,
умаления значения подвига народа при защите Отечества;
     в) формирование государственного заказа на подготовку
научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области
истории России и всех народов, ее населяющих, их культур и языков, на
разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание
произведений литературы (в том числе детской) и искусства,
кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции
и интернет-продукции;
     г) совершенствование системы контроля качества содержания
историко-просветительских и образовательных программ в области истории и
культуры, разрабатываемых в том числе для подготовки
научно-педагогических кадров;
     д) упорядочение деятельности органов публичной власти и экспертных
советов, связанной с решением вопросов предоставления государственных
субсидий либо иного участия государства в финансировании исторических и
культурных проектов, а также вопросов выдачи или отзыва прокатных
удостоверений на отечественные и зарубежные фильмы;
     е) совершенствование системы грантовой и иных видов поддержки
исторических и культурных проектов, в частности связанных с
популяризацией работ отечественных историков и изданием
историко-просветительской литературы, в том числе на языках народов
России и иностранных языках;
     ж) государственная поддержка общественных объединений, деятельность
которых направлена на сохранение исторической памяти, и проектов,
реализуемых в данной сфере, в целях противодействия идеологической и
информационной агрессии против России;
     з) поддержка проектов в области исторического образования и
патриотического воспитания, совершенствование форм и методов таких
образования и воспитания, повышение эффективности деятельности
образовательных и просветительских организаций;
     и) совершенствование системы научной экспертизы содержания
издаваемой исторической литературы, а также содержания экскурсионных
программ в музеях и организациях культуры;
     к) поддержка обновления фондов исторической литературы общедоступных
(публичных) библиотек.
     11. Задачами, связанными с развитием научной базы исторического
просвещения, являются:
     а) создание условий для изучения отечественной истории в
государственных и негосударственных общеобразовательных организациях,
профессиональных образовательных организациях и образовательных
организациях высшего образования на основе научных достижений при
обеспечении защиты исторической правды и противодействия фальсификации
истории;
     б) формирование государственной программы, предусматривающей
организационную и финансовую поддержку научно-образовательных центров
мирового уровня и образовательных организаций высшего образования,
проводящих актуальные с точки зрения защиты российских государственных
интересов исторические исследования;
     в) создание отечественной системы мониторинга публикаций в сфере
социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от
зарубежных рейтингов отечественные показатели;
     г) привлечение ведущих научных, педагогических и
научно-педагогических работников к работе со средствами массовой
информации в целях продвижения достоверных исторических знаний и
популяризации важнейших событий истории России;
     д) содействие расширению взаимодействия ученых-историков Союзного
государства и ближнего зарубежья, взаимодействие в рамках Содружества
Независимых Государств по вопросам, связанным с общей для постсоветского
пространства историей, проведением совместных научных исследований,
изданием учебных пособий и методических рекомендаций;
     е) содействие расширению контактов с учеными-историками иностранных
государств и активизации просветительской работы с соотечественниками,
проживающими за рубежом;
     ж) повышение роли музеев, театров, кинотеатров, библиотек, архивов,
средств массовой информации и массовой коммуникации в историческом
просвещении, в том числе посредством реализации
образовательно-просветительских программ.
     12. Задачами, связанными с повышением исторической грамотности
граждан Российской Федерации, иностранных граждан, проживающих
(пребывающих) на территории Российской Федерации, и соотечественников,
проживающих за рубежом, являются:
     а) создание единой методологии преподавания истории, начиная с
дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными
организациями высшего образования;
     б) актуализация федеральных основных общеобразовательных программ в
части, касающейся внесения изменений в федеральную рабочую программу по
учебному предмету "История" в соответствии с новыми вызовами и задачами,
стоящими перед Российской Федерацией, а также с учетом современных
научных достижений в области истории;
     в) создание единой государственной линейки школьных учебников по
истории (истории России, всеобщей истории), в том числе по истории
родного края для каждого субъекта Российской Федерации;
     г) разработка и принятие единого федерального историко-культурного
стандарта и выработка на его основе региональных компонентов
историко-культурного стандарта для каждого субъекта Российской Федерации;
     д) возрождение и поддержка программ внеклассного и внеаудиторного
исторического просвещения в студиях, кружках и иных просветительских
форматах при организациях культуры, образовательных и научных
организациях;
     е) популяризация истории развития культуры, науки и техники,
военно-промышленного комплекса и военной истории России;
     ж) закрепление статуса негосударственных музеев, малых исторических
(отраслевых) музеев, музеев образовательных организаций как важного
компонента научно-практической базы исторического просвещения, оказание
им государственной поддержки;
     з) разработка и реализация государственной программы, направленной
на развитие школьного и студенческого познавательного туризма и
предусматривающей посещение музеев, военно-исторических объектов,
памятников истории и культуры, городов-героев, городов воинской славы и
городов трудовой доблести, заповедников и других мест, связанных с
историей России;
     и) обеспечение работы в области исторического просвещения в
образовательных организациях, подведомственных федеральным органам
исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения обороны
страны, государственной и общественной безопасности, а также с
военнослужащими и государственными гражданскими служащими этих органов;
     к) поддержка исторического краеведения;
     л) популяризация использования объектов историко-культурного
наследия народов Российской Федерации в целях исторического просвещения;
     м) содействие повышению роли семьи в историческом просвещении детей
и молодежи, в том числе в целях сохранения памяти предков и обеспечения
преемственности поколений;
     н) создание в научно-просветительских и контрпропагандистских целях
произведений, формирующих негативное отношение к идеологии нацизма.
     13. Задачами, связанными с формированием каналов получения
достоверной исторической информации и обмена такой информацией, являются:
     а) совершенствование системы государственного стимулирования
создания информационных продуктов, содействующих повышению исторической
грамотности населения Российской Федерации;
     б) создание и размещение в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" информации и материалов, посвященных истории России и всех
народов, ее населяющих, их культур (в том числе на иностранных языках);
     в) создание единой цифровой платформы, обеспечивающей доступ к
учебным материалам, пособиям и методическим рекомендациям по истории
России, в том числе для русскоязычных образовательных организаций за
рубежом;
     г) замена иностранных образовательных цифровых платформ
отечественными аналогами;
     д) оцифровка архивных документов, создание общероссийской цифровой
платформы по поиску и предоставлению для изучения архивной информации;
     е) содействие историческому просвещению посредством создания и
трансляции (проката) отечественных исторических кинофильмов;
     ж) создание механизмов государственного и общественного контроля в
отношении существующего рынка компьютерных игр для исключения
неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих
искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а
также о месте и роли России в мире;
     з) развитие электронных библиотек и виртуальных музеев;
     и) размещение в популярных социальных сетях научно-популярной
исторической информации и материалов (в том числе на иностранных языках).

VI. Механизмы реализации государственной политики в области исторического
                               просвещения

     14. Реализацию государственной политики в области исторического
просвещения осуществляют субъекты государственной политики в области
исторического просвещения в пределах их компетенции.
     15. Межведомственная комиссия по историческому просвещению как
координационный и совещательный орган при Президенте Российской
Федерации:
     а) координирует работу субъектов государственной политики в области
исторического просвещения по реализации этой политики;
     б) осуществляет подготовку предложений Президенту Российской
Федерации по корректировке настоящих Основ.
     16. Правительство Российской Федерации в целях реализации
государственной политики в области исторического просвещения:
     а) разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации
настоящих Основ, а также предусматривает средства на его финансирование;
     б) разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы),
позволяющие оценивать эффективность деятельности органов публичной власти
по реализации настоящих Основ;
     в) осуществляет контроль за ходом выполнения плана мероприятий по
реализации настоящих Основ и представляет Президенту Российской Федерации
ежегодный доклад.
     17. Федеральные государственные органы и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции
участвуют в формировании плана мероприятий по реализации настоящих Основ
и его выполнении.
     18. По решению Президента Российской Федерации вопросы, связанные с
реализацией государственной политики в области исторического просвещения,
могут рассматриваться на заседаниях Совета Безопасности Российской
Федерации и Государственного Совета Российской Федерации.
     19. Реализация государственной политики в области исторического
просвещения может осуществляться также путем принятия федеральных
законов, издания актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, принятия законов и издания иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых
актов или внесения в них изменений.
     20. Информационное и аналитическое обеспечение реализации
государственной политики в области исторического просвещения
осуществляется путем привлечения информационных ресурсов субъектов такой
государственной политики.

 VII. Ожидаемые результаты реализации государственной политики в области
                        исторического просвещения

     21. Реализация государственной политики в области исторического
просвещения будет способствовать:
     а) поддержанию и укреплению общероссийской гражданской идентичности
на основе присущей российскому обществу системы ценностей, любви к
Родине, сопричастности к истории России и уважения к предкам;
     б) усилению сплоченности российского общества, поддержанию
гражданского мира и согласия на основе объективного осмысления
исторического прошлого;
     в) сохранению традиционных российских духовно-нравственных и
культурно-исторических ценностей, повышению способности российского
общества противостоять деструктивному идеологическому воздействию на
него;
     г) росту вовлеченности граждан Российской Федерации в решение
наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

Обзор документа

Заложены основы исторического просвещения.
Определены цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации госполитики в области исторического просвещения.
Под последним понимается регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний. Она направлена на формирование научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также на противодействие попыткам умаления подвига народа при защите Отечества.
В числе задач:
- формирование госзаказа на подготовку научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области истории России и всех народов, ее населяющих, их культур и языков, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в т. ч. детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции;
- совершенствование системы контроля качества содержания историко-просветительских и образовательных программ в области истории и культуры;
- господдержка общественных объединений, деятельность которых направлена на сохранение исторической памяти, и проектов, реализуемых в данной сфере, в целях противодействия идеологической и информационной агрессии против России;
- создание единой методологии преподавания истории, начиная с детсадов и заканчивая вузами;
- актуализация федеральной рабочей программы по учебному предмету "История" в соответствии с новыми вызовами и задачами, стоящими перед Россией, а также с учетом современных научных достижений в области истории.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Назад